Программа «Школа 2100» направлена, прежде всего, на развитие и совершенствование содержания образования и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами, а также на реализацию в учебном процессе изложенных в Законе РФ «Об образовании» методологических принципов. Авторы Программы опираются на позиции развивающего, вариативного, гуманистического, личностно ориентированного образовании, детально разработанными сторонниками «педагогики сотрудничества» во главе с Ш.А.Амонашвили и коллективом ВНИК «Школа», руководимым Э.Д.Днепровым. В основе Программы лежат научно-педагогические, психологические и организационные разработки.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
- Определять направления содержательного развития.
- Обеспечивать выращивание нового поколения педагогов- практиков в духе идей развивающего (вариативного, гуманистического образования).
- Создавать современную научную основу для развития содержания и методики общего начального и среднего образования, включая воспитание.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:
- Личностно ориентированные принципы:
- Принцип адаптивности.
- Принцип развития.
- Принцип психологической комфортности.
- Культурно ориентированные принципы:
- Принцип образа мира.
- Принцип целостности содержания образования.
- Принцип систематичности.
- Принцип смыслового отношения к миру.
- Принцип ориентировочной функции знаний.
- Принцип овладения культурой.
- Деятельностно ориентированные принципы:
- Принцип обучения деятельности.
- Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.
- Принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
- Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.
- Креативный принцип.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
Под Образовательной программой (ниже – Программа) понимается общероссийская общественная программа развития общего среднего образования, охватывающая массовые общеобразовательные учреждения (школы) и различные формы дополнительного образования. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании» и других законодательных актах. Это:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
- свобода и плюрализм в образовании;
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
- развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства;
- обеспечение адекватного мировому уровня общей и профессиональной культуры общества: формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
- интеграция личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учет разнообразия мировоззренческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Данная Программа имеет общественный характер. Она не претендует на выработку и обоснование государственной политики в организационно-управленческой и финансово-экономической сферах системы образования. Программа направлена, прежде всего, на развитие и совершенствование содержания образования и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами, а также на реализацию в учебном процессе изложенных в Законе РФ «Об образовании» и приведенных выше методологических принципов.
Программа создается не на пустом месте. В ее основе лежат научно-педагогические, психологические и организационные разработки, выполненные в 1994–1998 гг. коллективом ученых – педагогов, психологов, предметников, авторов программ, учебников, методических материалов нового поколения, основанных на парадигме развивающего (вариативного, гуманистического) образования, и школ, добровольно работающих в русле концепции педагогики здравого смысла по этим программам, методикам и учебникам. К началу 1999 года таких школ в различных регионах России было более четырех тысяч.
Программа охватывает массовую начальную и среднюю школу, а также вопросы непрерывного общего и педагогического образования (в частности, вопросы дошкольного образования и дополнительного образования, в первую очередь в связи с воспитанием).
- Сайт образовательной программы «Школа 2100»: www.school2100.ru
- Учебники и методические пособия
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
- А.А. Леонтьев, доктор филологических и психологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАО;
- М.М. Безруких, доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии РАО, член-корреспондент РАО;
- Р.Н. Бунеев, кандидат педагогических наук, доцент, главный редактор журнала “Начальная школа: плюс–минус”, член-корреспондент АПСН;
- А.А. Вахрушев, кандидат биологических наук, доцент;
- Д.А. Фарбер, доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО, академик РАО;
- В.Я. Шабес, доктор филологических наук, профессор, проректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Перечень учебников УМК «Школа 2100»
- Букварь — Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.
- Русский язык — Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.
- Литературное чтение — Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
- Английский язык – М.З. Биболетова и др.
- Математика – Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких.
- Окружающий мир – А.А. Вахрушев, О.Б. Бурский, А.С. Раутин.
- Изобразительное искусство – О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская.
- Музыка – Л.В. Школяр, В.О.Усачева.
- Технология – О.А. Куревина, Е.Л. Лутцева
- Физическая культура – Б.Б.Егоров, Ю.Е. Пересадина.
По программе «Школа 2100» в 2015-2016 учебном году занимаются 7 классов: 2а, 2б, 3а, 3б, 4а, 4б, 4г.