Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 583 Приморского района Санкт-Петербурга
Адрес: 197373, Санкт-Петербург, пр. Авиаконструкторов, дом 14, лит. А телефон +7(812) 307-12-16 факс +7(812) 395-26-52
ИНН 7814104266, КПП 781401001, ОГРН 1037832007740
primschool-583@yandex.ru

ФГОС

Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты?

подробнее »

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Министерства образование и науки России.

Какие требования выдвигает новый ФГОС?

подробнее »

Стандарт выдвигает три группы требований:

  1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
  2. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования.
  3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Каждая школа прописывает и утверждает «Основную образовательную программу НОО», где учитывает свои ресурсы, запрос государства, социума, семьи, ученика.

«…Основная образовательная программа начального общего образования» должна содержать следующие разделы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
  3. Учебный план начального общего образования.
  4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
  5. Программы отдельных учебных предметов, курсов.
  6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
  7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
  8. Программа коррекционной работы.
  9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внимание родителей следует обратить на следующие подпрограммы ООП НОО школы:

подробнее »

  1. программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
  2. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
  3. программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Эти подпрограммы требуют согласования школы с родителями во взглядах воспитания. На основании их составляется договор о сотрудничестве. Именно при реализации этих подпрограмм требуются дополнительные платные услуги.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

подробнее »

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер («…В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход…»), ставящий главной целью развитие личности учащегося.
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Отличительной особенностью нового стандарта является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Отличительной особенностью нового стандарта является участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Личностно-орентированное обучение.

Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт?

подробнее »

К окончанию начальной ступени образования результаты образования обучающихся должны быть представлены через:

  1. предметные грамотности в виде уровня освоения культурных средств и способов действий, позволяющих выпускнику начальной школы решать как учебные, так и внеучебные задачи, а также продолжить обучение на последующих ступенях общего образования;
  2. проявление ключевых компетентностей (на этапе начального общего образования они проявляются: в компетентности решения проблем (задач), а также в информационно-коммуникативной, эстетико-технологической, учебной (образовательной) компетентности и компетентности взаимодействия);
  3. педагогическую характеристику социального опыта, который обучающийся приобретает, участвуя в общественно полезной практической деятельности.

 

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

подробнее »

  1. личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
  2. метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями.
  3. предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться…». Недостижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Пример:
  1. Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и составлять план текста.
  2. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.

Подробнее познакомиться с содержанием этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в учебном плане школы.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПРИВЕДЕНЫ В ТАБЛИЦЕ

№ п/п Предметные области Основные задачи реализации содержания
1 Филология Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности

2 Математика и информатика Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности
3 Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

4 Основы духовно-нравственной культуры народов России Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию.

Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России

5 Искусство Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру
6 Технология Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности
7 Физическая культура Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

Традиционные учебники или цифровые ресурсы?

подробнее »

 Новый Стандарт поставил задачу разработки новых учебно-методических комплексов, которая решается в настоящее время.

Помимо деятельностного подхода к содержанию учебного материала авторы должны предусмотреть адекватные современному информационному обществу средства его представления, в том числе и цифровые, которые могут быть представлены как на дисках, так и в Интернете.

Что такое информационно-образовательная среда?

подробнее »

  1. Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта.
  2. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося.
  3. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время.
  4. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

 

Какой должна быть материальная образовательная среда начальной школы?

подробнее »

 Основная масса детей, поступающих в начальную школу – семилетки, ведущей деятельностью для которых является игра.

Ребёнок, не посещавший детский сад, приходит в первый класс с несформированными механизмами учебной деятельности, хотя его психофизическое развитие уже позволяет приступить к ее целенаправленному и постепенному формированию.

Сложность ситуации состоит в том, что организованная учебная деятельность у каждого учащегося формируется индивидуально, это процесс занимает разное количество времени и проходит с разной интенсивностью.

Ребенку свойственна активная игра, через игру он реализует свои потребности в движении, общении, присваивает новые знания и виды деятельности. Поэтому среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами, побуждающими ребенка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи.

Например, классная комната первоклассников должна непременно содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной активности.

Учебное пространство должно быть наполнено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.

Организация УВП по образовательной модели «Школа полного дня» как нельзя лучше подходит для реализации ФГОС НОО.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

подробнее »

  1. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
  2. Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

 
Во внеурочную деятельность могут входить:

  1. экскурсии
  2. кружки
  3. секции
  4. круглые столы
  5. конференции
  6. диспуты
  7. школьные научные общества
  8. олимпиады
  9. соревнования
  10. поисковые и научные исследования
  11. индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка, письменной речи и т.д.)
  12. индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий и т.д.

 

Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Тем не менее, условия для внеурочной деятельности должны быть созданы для каждого ученика. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями учащихся.

КАК БУДЕТ СТРОИТСЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС С УЧЕТОМ НОВОГО СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?

подробнее »

НАПОМИНАЕМ ГБОУ школа № 583 работает в 5-дневном и 6-дневном рабочем режиме. Продолжительность уроков в начальной школе:

  1. в 1 классе — 35 минут (при невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут);
  2. во 2–4 классах — 45 минут.

Продолжительность учебного года:

  1. в 1 классе — 33 учебные недели;
  2. во 2-4 классах – 34 учебные недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале-марте).
Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает:
— обязательные учебные занятия;
— внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю, включая проектную деятельность.

Каким видится учитель в свете новых стандартов

подробнее »

 В условиях реализации нового Стандарта учитель должен быть и менеджером, и модератором, и спиндоктором, который «лечит» событие, управляет им.

Сегодня учитель, воспитатель, социальный педагог, педагог – психолог не только при обучении детей должен:

  • уметь создавать учебные ситуации
  • обеспечивать интегрированное обучение
  • вводить технологию «Портфолио», проектную деятельность, проблемное обучение, ИКТ

но и, организуя собственное обучение через всю жизнь, пользоваться такими технологиями как:

  • Фокус-группа
  • Кейс- метод
  • Мастер-класс
  • Модерационный семинар.

И как никогда мы понимаем, что для осуществления технологизации учебного процесса требуется подготовка и переподготовка современного учителя.

Родители должны понимать всю сложность перехода на новые стандарты и оказывать поддержку и внимание человеку – специалисту, строящему будущую успешную жизнь его ребёнка.

Когда образовательное учреждение переходит на новый Стандарт начального образования?

подробнее »

Переход на новый Стандарт произошёл в 2011-12 учебном году с 1 сентября. В 2012-2013 уч.году первые и вторые классы будут учиться по учебному плану новых ФГОС НОО.

Comments are closed.