Дидактическая система Л.В.Занкова способствует оптимальному общему развитию каждого ребенка. При этом особое значение придается нравственному, эстетическому развитию. Речь идет о единстве и равнозначности интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного развития. Система общего развития доказала свою эффективность в условиях четырехлетней начальной школы.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, школьников и как надежная основа усвоение ими знаний, умений, и навыков.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы и искусства.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:
- обучение на высоком уровне сложности;
- ведущая роль теоретических знаний;
- изучение программного материала быстрым темпом;
- осознание школьниками процесса учения;
- систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых.
СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
более богатое, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся. Богатство содержания достигается включением в учебный план таких учебных дисциплин как: естествознание, география, история, философия, иностранный язык. Обогащено содержание обычных, общепринятых в школе предметов — русского языка и чтения, математики и трудового обучения. Большое значение имеет самостоятельная деятельность учащегося по получению знаний.
СВОЙСТВА МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ:
- многогранность, т.е. развитие разных сторон личности, это богатство видов деятельности учащихся;
- процессуальность — последовательное усложнение усваиваемых знаний, переработка информации требует времени, новых связей. Чем раньше мы знакомим
- разрешение коллизии — проблемность — опора на коллизии;
- вариантность — это гибкость в использовании форм и способов обучения в зависимости от сложившейся на уроке ситуации. Это когда варьируется на уроке уровень трудности, заданий, особое значение среди которых имеют задания поискового характера на классификацию, группировку, развивающие тонкость наблюдения.
учащихся с языковыми, математическими понятиями, тем осознаннее они воспринимаются;
Это право, свобода выбора заданий для выполнения учащимися разноуровневых заданий.
- Сайт системы начального образования Л.В. Занкова: www.zankov.ru
- Учебники и методические пособия
В 1995 — 1996 гг. система Л.В. Занкова вводится как параллельная государственная система начального обучения. Она в высокой степени соответствует принципам, выдвинутым Законом Р.Ф. об образовании, требующем обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности ребенка.
Одной из ярких черт дидактической системы Л.В. Занкова является неукоснительное требование к учителю обеспечить добрые, доверительные, насыщенные положительными эмоциями отношения между учителем и учащимися.
Система Л.В. Занкова целостна, при ее реализации не следует упускать никакой из ее вышеописанных компонентов: каждой из них несет свою развивающую функцию и способствует решению задачи общего развития школьников.
Мудрость учителя заключается в знании секретов открытия и в умении создать такую атмосферу на занятиях, которая способствует овладению приемами познания. Дидактические принципы, разработанные Л.В. Занковым, ставят перед учителем сложнейшие задачи: развить теоретическое мышление и сохранить у ребенка эмоциональное заинтересованное отношение к предмету; обеспечить обучение на высоком уровне сложности и осознание ребенком процесса учения (понимание своего движения в предмете, своих достижений и проблем), помочь ребенку осознать субъектность.
Список учебников системы Л.В. Занкова
- Азбука — Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец.
- Русский язык – Н.В. Нечаева.
- Русский язык – А.В. Полякова.
- Литературное чтение – В.Ю. Свиридова.
- Литературное чтение – В.А. Лазарева.
- Математика – Аргинская И.И., Е.П.Бененсон, Л.С.Итина и др.
- Окружающий мир – Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казакова.
- Технология – Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова.
- Музыка –Г.С. Ригина.
- Физическая культура – В.Н.Шаулин.
Дополнительная литература
- Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова / А.Г.Ванцян, Н.В. Нечаева, Е.Н. Петрова, А.Ю. Плотникова, С.В. Яковлева.
- Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Нейропедагогика.
- Еремеева В.Д. Воспитание толерантности. Сборник статей для педагогов, школьных психологов и родителей.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: метод пособие.
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов-технология компетентнностно-ориентированного образования: метод пособие.
- Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема: учебно-методическое пособие.Вып.1
Выпускает учебники и учебные пособия данной системы издательство «Издательский дом «Федоров»».
По системе Л.В. Занкова в 2013-2014 учебном году занимаются 2 класса: 1а, 4а.